Амстердамский договор

Полученные Евросоюзом после Маастрихта удары затормозили, но не остановили объединение Европы. Еще в Маастрихте страны ЕС договорились о созыве межправительственной конференции для внесения в договор возможных изменений или уточнений. Прежде всего, имелись в виду процедуры принятия решений в ЕС, а также вопросы оборонной политики и политики безопасности. Действие договора о WEU заканчивалось в 1998 году и поэтому надо было решить, что делать с этой организацией. В начале 1990-х годов вызрела потребность расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы. Это обусловливалось необходимостью сбалансированного развития континента и предотвращения возникновения вместо “железного занавеса” новой “стены”, на этот раз имущественного неравенства. Было ясно, что одной из предпосылок нового расширения должно было стать изменение институционального каркаса ЕС, который первоначально предусматривался для шести государств, а сейчас должен был вместить до 30 стран. Институциональная реформа ЕС должна гарантировать эффективность и демократичность Евросоюза и после расширения на восток. Межправительственная конференция начала свою работу осенью 1996 года в Турине. На конференции договорились еще по одному принципиальному дополнению в Римский договор.
На очередной встрече ЕС в верхах в июне 1997 года в Амстердаме был подписан договор, большая часть которого была посвящена проблематике защиты окружающей среды, социальной безопасности и равенству полов.
Первая часть Амстердамского договора содержала поправки к Римскому договору и к закону о выбоах Европарламента. Кроме того, зафиксированные в Маастрихте цели ЕС — борьбы с высоким уровнем безработицы, большая открытость при принятии решений и экономное индустриальное развитие. В договоре указывалось, что государства, претендующие на членство в ЕС, обязаны уважать принципы Европейского Союза. Совет министров ЕС наделялся чрезвычайным правом вводить санкции против государств-членов ЕС, не соблюдающих права человека.
Во второй части Амстердамского договора наводился порядок в системе многочисленных договоров и соглашений, составляющих основу функционирования Евросоюза. Повторяющиеся параграфы, приложения и протоколы аннулировались, а статьи договоров получили новые номера. В третьей части содержались общие и заключительные положения (процедура вступления и т.п.). Одним из наиболее важных нововведений в Амстердамском договоре стало понятие тесного сотрудничества (closer cooperation). На основе соответствующих положений договора отдельные государства-члены ЕС в некоторых областях могут переходить к более интенсивному сотрудничеству между собой в рамках единого институционального каркаса Европейского союза. На практике это означает, что эти «продвинутые» государства не обязаны больше ожидать «отстающие» страны. В будущем формы и уровни интеграции между различными государствами-членами ЕС могут существенно различаться.
Для предотвращения возможных негативных последствий более тесного сотрудничества между «избранными» государствами, оно должно отвечать определенным требованиям: охватывать сферы, которые не входят в компетенцию исключительно ЕС; способствовать достижению целей союза; соответствовать принципам основополагающих договоров ЕС; использоваться только в качестве последнего средства; охватывать большинство государств- членов ЕС.
Речь действительно идет о совершенно новом подходе, поскольку в начальные годы становления европейского сообщества строго соблюдался принцип единства и неделимости интеграционных процессов: для всех государств действовали одни и те же права и обязанности. По мере увеличения численности государств-членов ЕС и появления новых сфер сотрудничества соблюдение этого принципа становилось все более проблематичным. От идеи неделимости интеграции отступили по трем основным причинам:
В ходе третьей фазы создания финансового союза стало ясно, что не во всех государствах-членах ЕС созданы предпосылки, необходимые для принятия общих денег (разница возможностей).
Между малыми и большими государствами-членами ЕС проявились разногласия по некоторым важным вопросам, касающимся темпов и форм дальнейшей интеграции (разница интересов).
Распространилось опасение, что расширение ЕС на восток принесет с собой долгосрочное замораживание процесса интеграции и в целом «разжижение» идеи интеграции.
Положения Амстердамского договора о тесном сотрудничестве до сих пор в ЕС не применялось.

2 года назад

Добавить комментарий